Современные и древние татарские имена

Как представить ребенка? Какое имя предоставить новорожденному сыну либо дочери? Что мы знаем о, так хорошо звучащих, монгольских именах? Татарские имена изумительно разнородны по происхождению, ввиду этого и смысловой конструкции, и соединено это, прежде всего, с тысячелетней историей народа, его самобытностью и долгими цивилизованными обычаями.

В монгольском языке, тем не менее, как и в каком-либо ином языке тюркской группы, наиболее античными считаются собственные имена, имеющие древнетюркские корни. Это, например, достаточно популярное имя Арслан («лев»), и выводные от него — Р., Бугарслан.

Нужно отметить мужские татарские имена с базой «тимер», что в переводе с тюркского обозначает «железо»: Тимерхан, Хантимер, Минтимер, Тимур, Байтимер. А имя Тимеркотлык образовано от двухтюркских слов: от перечисленного выше слова «тимер» и от слова «котлык», которое переводится как «счастье». С корнем «тимер» встречаются также у монгольского народа и женские имена, например — имя Тимербике, 2-я часть которого «бике» имеет значение «княгиня, госпожа».

Древнетюркское возникновение имеют также татарские женские имена, сопряженные с наименованиями лазурных сиял. К примеру, имя Чулпан, значащее «утренняя звезда, планета Венера». Есть татарские имена для девушек, начинающиеся на «ай», что означает «луна».

Как следствие имя Айбике (Айбика) будет иметь значение «лунная госпожа», а имя Айгуль — «лунный цветок», Айнур (Айнура, Айнурия) переводится как «лунный свет» (к слову, имя Айнур считается также и мужским). В перечне женских имен достаточно популярны имена, кончающиеся на «сылу», другими словами «красивая»: Айсылу («красивая, как луна»), Тансылу («красивая, как ранняя заря»).

К так именуемым общеалтайским именам относятся татарские имена с компонентом «алтын», значащим «золото»: Алтынбай, Алтынчура и прочие.

Среди старотатарских встречаются имена булгарской народной группы (Котлыбукаш, Тутай, Булымчак, Канак), кыпчакской (Агиш, Килдебек, Айдар, Такташ). Есть имена татарского возникновения (Баян, Бату, Сайхан, Сарман) и огузского (Абас, Гилде, Делеш).

Однако самую большую часть в сегодняшнем монгольском именнике составляют имена, взятые из аравийского и иранского языков. Они вышли в связи с принятием Ислама. При этом большое распределение имена аравийского возникновения приобрели, прежде всего, за счет того, что наречением новорожденных занимались муллы. Но следует отметить, что аравийские имена, вернувшиеся в монгольский язык, преобразились с учетом его отличительных черт и несколько различаются от собственных прообразов.

Так, среди имен аравийского возникновения является татарские имена для парней с компонентом -улла, являющийся конфигурацией слова «Аллах» — Абдулла либо Габдулла (что означает «раб Божий»), Батулла (переводится как «дом Аллаха»), Хабибулла (переводится как «любимец Аллаха»).

С данным же компонентом есть и татарские имена для девушек: например, имя Зинатулла либо Зинэтулла обозначает «украшение Аллаха», имя Лутфулла переводится с аравийского как «милость Божья», а имя Нурулла буквально обозначает «свет Аллаха».

В перечне современных монгольских мужских имен много и кончающихся на аравийское -дин («религия, вера»). К примеру, Абзалтдин переводится как «благородная вера», Гайнутдин обозначает «богатый верой», Насретдин — «тот, кто помогает религии». Надо сказать, в женском имени Дина, которое также пришло в монгольский язык из аравийского, элемент -дин считается корнем, само же имя, фактически, и переводится как «вера».

Очень многие татарские мужские имена имеют значения, парирующие некоторые черты характера либо качества человека. Доведем несколько образцов: имя Азат в переводе с иранского обозначает «благородный, свободный», имя Азим переводится с аравийского как «великий», имя Азиз (аравийского возникновения) обозначает «могучий» либо «дорогой», Амин на аравийском означает «верный, искренний, надежный», имя Герей с иранского переводится как «достойный», имя Метис (аравийское) означает «желанный».

Аналогичная особенность характерна и монгольским женским именам. К примеру, имя Репатриация в переводе с аравийского обозначает «возвышенная», женское имя аравийского возникновения Амиля имеет значение «труженица», Амина переводится с аравийского языка как «верная, надежная», взятое из иранского языка имя Дана переводится как «знающая», а аравийское имя Зиля обозначает «милосердная».

Как и у иных правоверных людей, у татар есть традиция наречения парней названием Пророка Мухаммада либо выводными от этого имени — Мухаммад, Магомет, Мухаммет, Динмохаммед, Мохамметжан, а девушек называют в честь жен и дочерей Пророка Мухаммада — Айша, Зайнап, Фатима,Хатиджа.

Разбирая татарские женские и мужские имена, можно прийти к выводу, что некоторые из них считаются сложносоставными, организованными из разных элементов монгольского, аравийского, иранского возникновения. К примеру, имена с тюркским корнем «иль», имеющим значение «родина»: при присоединении этого компонента к иранскому «наз» («нежность») выходит имя Ильназ, к аравийскому «нар» («пламя») — имя Ильнар, к аравийскому «нур» («луч») — Ильнур.

Очевидно, нужно отметить значительную государственную особенность, неотъемлемую монгольскому народу: в монгольских семьях еще давно было называют новорожденных именами, однозвучными именам опекунов. Это могут быть имена, имеющие как одинаковое начало (Абдулла, Абдуррауф, Абдулкутлус), так и одинаковые завершения (Рифкат, Талгат, Хидият). Также было принято применять (и данная традиция сохранилась сейчас) однокоренные слова при наречении детей и дочерей (например, Данис — Дания).

Появление младенца в монгольской семье — всегда парадное, торжественное явление. Потому и к выбору имени новорожденному татары относятся крайне серьезно, пытаются выбирать либо даже выдумывать сами прекрасные имена, сохраняя при этом государственные и верующие традиции.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *