634ef6f6

Грустные образцы федераций из единых стран

В этот период муниципальным головой был знаменитый парламентарий народный парламентарий Е. Кушнарев, зачинатель образования первой на Украине Организации мегаполисов. Это были первые попытки возведения регионального самоуправления на руинах русской системы, многое делалось абсолютно с нулевой отметки, и в данной работе О. Мирошник принимала самое прямое активное участие.

Понимание того, что у тебя есть возможность что-нибудь поменять в стране, завлекло. Она сделала социальную организацию — Ресурс региональной демократии — и вот 20 лет продвигает реформы в региональных органах власти. Благодаря фонду в Харькове возникли первые пункты свободной юридической помощи, Устав города, но парламентарии стали при всем народе отчитываться о том, что сделали. Как глава фонда она принимала участие в подготовке конституциональной реформы, перестройке регионального самоуправления, многих законов, и в том числе о референдуме.

«Моя тематика — механизм воздействия на власть», — говорит О., впрочем это при любой власти было сложно.

Отчего это так трудно в настоящее время? Почему буксует гарантированная Майдану перестройка децентрализации власти, кому она нерентабельна и может ли заменой ей служить федерализация?

О. Семеновна, о децентрализации рассказывают 6 месяцев, однако воз и нынче там. Отчего?

О данной перестройке свежие власти начали говорить в связи с Майданом, сменой правительства и главы. Однако действительно данная тема не новая — данными вопросами мы занимались десятилетиями. Мы — это свободные специалисты со всей Украины, которые позднее соединились в Организацию аналитических центров для подготовки и общественного обсуждения вопросов децентрализации и конституциональной реформы. Так как без внесения перемен в определенные пункты Конституции перестройка регионального самоуправления невероятна.

На данный момент наши предложения вошли и в Проект конституциональной реформы, и в Теорию реформирования регионального самоуправления и территориальной компании власти на Украине, принятую 1 мая 2014 года. Однако Теория — это еще не перестройка.

До сегодняшнего дня рассматриваются трудные вопросы децентрализации, территориального устройства. Когда ушла бригада Януковича и пришла новая власть, мы весьма полагались, что она начнет с реформирования страны. В начале июня я принимала участие в обсуждении вопроса децентрализации в Кабмине при участии вице-премьера Владимира Гройсмана, отвечающего за реформу регионального самоуправления. Мэры мегаполисов, парламентарии, специалисты, социальные руководители, которые находились на данном событии, весьма просили — давайте примем данную реформу не позднее августа. Невозможно драпировать, она очень нужна. Однако прошел, август, сентябрь, завершается октябрь. Как досадно бы это не звучало, ничего не поменялось. Не из-за того, что перестройка не готова. Она почти готова. 

Притом — общественность активно присоединилась, что по каждому назначению, выяснилось, есть готовые подготовки. К примеру, реформу общественной администрации спроектировал Центр политико-правовых реформ, включая реформу госслужбы, управленческих услуг, территориального устройства, кроме того они приготовили судейскую реформу. Однако перестройка регионального самоуправления — это и перестройка медицины, и перестройка создания, и перестройка ЖКХ, и сотни иных назначений нашей жизни, так как у нас любой шаг необходимо исправлять. Это есть. Однако ничего не принимается.

Отчего?

Модель элементарна — должна проголосовать Верховная рада, но она не избирает.

И не берется оценивать?

Берется, не избирает. Необходимо учесть, сколько парламентариев сбежало, сколько в поиске, таким образом состав конгресса неполноценный. Но также и те, что остались, также так как пришли в Раду не для того, чтобы исправлять власть. Если они выполнят эти реформы, будут никем, поскольку им надо будет отказываться от собственного бизнеса либо платить налоги по полной. Система налогообложения будет бесцветной, и теперь не спрячешься за звучной фамилией. В конечном итоге очень многие отданные на обсуждение в профильные советы ВР законодательные проекты увяжут там.

Отчего еще проходит бойкот? Поскольку регулярно сменяют документ: отличные предложения убираются, но то, что сервируется на голосование, не выносит никакой критики, это далеко не то, над чем мы работали. И парламентарии, которые это осознают, блокируют их установление. Подобно было с законодательным проектом о коррупции, который приготовила Татьяна Чорновол. Пока она погребала супруга, в конгрессе сменили документ и рекомендовали тот, который абсолютно ничего не меняет. Все предложения, которые проходят в стенки ВР, испытывают такие превращения, что на выходе модифицируются целиком. Потому мы наблюдаем, чтобы все наши наработки не сменили. Процесс сложный, проходит противодействие госслужащих и парламентариев ВР.

Однако, смотря на лица, которые идут в свежий конгресс, опасаюсь, что в обозримые 4 года едва ли что-нибудь поменяется.

Но что, фактически, люди приобрели бы от данной реформы? Может, их организовала бы федерализация? И чем это рентабельно региональным силам?

Логично, что люди не осознают, в чем сущность реформы регионального самоуправления. Даже депутаты далеко не всегда осознают сущности перемен. Но сущность весьма элементарна — предложить региональной власти, региональной громадине вероятность самим решать появляющиеся неприятности на местах, а не ездить за этим в Киев либо из сел в область. На данный момент степень централизации власти и концентрации ее в руках киевских госслужащих и министерств так высока, что даже самый малый вопрос нужно решать в Киеве. 

Потому мы видим наводненные «Хюндаи», вечерние поезда и автобусы — ежедневно люди движутся в министерства и ведомства за справками, разрешениями, лицензиями. Киевские депутаты осознают, что если не дать власть — стартует революция. И что они рекомендовали (власть же не хочется давать!) — дать власть на местный уровень — уровень губернаторов и облгосадминистраций. Но это и есть федерализация — концентрация власти на областном уровне. Однако неприятности громадины (общины) все равно так как не будут постановлены. Просто, если прежде мы колесили в Киев, то при усилении факультета губернаторов будем двигаться и в Киев, и в область.

Кто рекомендовал такую реформу?

Это была политика команды Януковича. Отсюда и съезды за федерализацию, и тыс бюджетников, которых вводили на митинги за федерализацию. Помните, как вдоль Сумской в Харькове в 2 ряда стояли преподаватели с баннерами за федерализацию?

Быть может, людям было бы рентабельно, чтобы у губернаторов было больше власти — им предоставлялась возможность бы решать их неприятности?

По той схеме, которая рекомендовалась, население не выиграло бы. При усилении власти губернаторов скоро в стране стало бы не 25 областей, но 25 княжеств (полагая и Крым), в которых действовали бы собственные законы. Да, можно пикнуть, что так развивалось федеративное устройство США и Швейцарии. Готова. Однако как оно создавалось? Маршрутом соединения территорий, в Швейцарии, к примеру, оно происходило в течение 7 веков! Поскольку соединенная страна — это мощь. Нам же могут предложить из целой страны сделать малые княжества. 

Образцы федераций, которые возникли из единых стран, грустны: к примеру, Югославия, которая после развала русской системы погибла на не менее малые страны по народным симптомам. Еще 2 федеративных страны возникли после Первой мировой войны — Германия и Австрия. Однако это был силовой вариант: их поделили на федерации, чтобы обессилить воздействие фашизма. Другими словами федерализация (из единого страны) — это понижение страны. Также, такие федеративные страны как США либо Германия, — это страны с раскрученной демократией. Там соблюдается законопроект. Взгляните на Россию. Это также федеративная республика. 

Какие права там соблюдаются? Да никаких прав в этих федерациях нет, все определяется главой в городе Москва, даже не губернаторами. То же самое было бы у нас — мощный вице-президент, который содержал бы на длинном поводке губернаторов, но у громадины просто был бы двойной сгибает — и главный, и местный. Чтобы достичь децентрализации — на самом деле демократического принятия решений, прав любого гражданина на Украине, — необходимо дать власть на самый низ, другими словами региональной общине, громадине.

И как рекомендуется поменять существующую технологию власти?

Наше региональное самоуправление неописуемо двухслойное. На данный момент на Украине 24 области, 490 областных рекомендаций, 458 муниципальных, 700 поселковых и около 11000 аграрных. Представляете, сколько у нас парламентариев? Люди, когда делаются парламентариями, требуют к себе особенного отношения. Кроме того на лицо разбросанность рекомендаций различных значений. Перестройка предлагает уменьшить их до 3-х значений: муниципального, областного и районного. И провести административно-территориальную реформу — в первую очередь увеличение территорий. Области мы не беспокоим. А вместо 490 участков рекомендуется сделать 100, вместо огромного количества муниципальных, поселковых и аграрных рекомендаций — всего около 1,5 тыс территориальных громад.

Что это за новая управленческая единица — территориальная куча?

В новой редакции законопроекта рекомендуется укрупнить несколько небольших сел либо городков — до территориальной громадины, в которую будут входить не только граждане, но граждане совместно с территорией, на которой они живут. Так как прежде выходил феномен — громадиной, к примеру, Харькова являлись лишь его граждане, но территория, которой она обладает, — между жилищами, между районами — по закону насколько бы им не принадлежала. В настоящее время рекомендуется хорошо размежевать граждан данной громадины совместно с территорией. 

Тогда, к примеру, у сел, размещенных поблизости друг от дружки, появится возможность не только лишь соединиться в одну громадину, но также и соединить собственные источники, собственные земли — это и получит название территориальной громадиной. У такой укрупненной громадины будет больше денежных средств, больше ресурсов, земли, зданий, предприятий — больше перспектив расти. К примеру, не в состоянии одно село возвести мусоросжигательный автозавод. Но несколько, соединившись, могут. Одно общее сооружение необходимых субъектов на несколько громад весьма развито за границей.

Пожалуй, уменьшению противятся текущие сельсоветы и поссоветы?

Если честно, пока их особенно и не узнавали. Так как кто разрабатывает реформы? Преимущественно, адвокаты. Особенно противиться аграрным головам не хватает ни опыта, ни перспектив. И это страшно — их прослушивают, однако никто не чувствует. Кроме того Теория реформы размещена, но это означает, что главные ее назначения изменять невозможно. Но административно-территориальная перестройка — 2-й раунд. Первый — перемены в Конституцию и адаптация всех законов, обеспечивающие данную реформу. Однако ВР не желает никаких перемен. Самое важное — она отстояла собственный законопроект о выборах. Больше она ничего не желает избирать. Потому выходить в настоящее время с реформой регионального самоуправления глупо. Но когда будет свежий состав конгресса, пакет конституциональных реформ должен быть принят прежде всего, и пакет законов, который ее сохраняет. С территориально-административным разделением труднее — никто не знает, как разделять, как группировать. Есть самые различные предложения. Более всего нам подходит опыт Польши и Франции. Однако, пока, полагаю, это будет еще не скоро. Нам по крайней мере проголосовать за конституциональные перемены.

К слову, региональные власти Харькова не раз винили в симпатиях к федерализации. Отчего им это могло быть любопытно? Какая в данном была польза?

Когда в Харькове люди выходили за федерализацию, муниципальная и районная власть была одной командой. Потому они и играли совместно. В настоящее время, я не знала голосов за федерализацию. Напротив, губернатор говорил, что он за нераздельную Украину. То, что планировал сделать Янукович, не получилось. Потому не спеша эти диалоги стихли сами собой. Полагаю, то, что делается в Луганске и Донецке, в Харьков автоматом не войдет — у нас все же умственность иная и патриотизм на высоте.

Что еще предлагает перестройка?

В настоящее время существенная часть налогов уходит в Киев и там делится — прежде всего Донбассу, чтобы шахтеры не поднимали. Как бы там ни было, так было при Януковиче. К данной неприятности добавлялись проблемы с Госказначейством — когда заслуженные на местах денежные средства уходили в казначейство, однако из него взять их было нельзя. В конечном итоге оставались недофинансированными автодороги, школы, медицина и т. д. Перестройка учитывает переназначение: то, что получает куча, остается на месте. В Киев перечисляется только госналог, — дай господь, чтобы он был не более 20%, — на содержание армии, правительства и прочих федеральных потребностей.

Также ожидается уменьшение административного устройства. В продвинутых странах на полуторамиллионный город как правило 7-9 парламентариев — обычно, адвокаты, экономисты, которые осознают, как эффективней применять региональные налоги. Для аналогии — в Харькове сто парламентариев. Эти сто парламентариев просто дерибанят экономные денежные средства на собственный участок, чтобы вновь быть лучшими, — безнравственная практика приобретения избирателей. Очередной раз их приобретают и опять пенсионеры (молодежь на выборы не идет) предпочитают для собственных потомков коррупционную технологию власти.

Второй момент реформы — оказание высококачественных услуг на местах. Для этого изобретены целые центры предложения управленческих услуг — ЦНАП. Это также элемент децентрализации, когда у депутата берут право 1 на 1 решать с человеком его вопрос. Сейчас все идут в единое окно и через неделю приобретают ответ, не видя депутата. 

Так что, понижается коррупция — нет возможности предоставлять взятки. И человек удовлетворен — ему не стоит создавать бумаги по всему городу. В Харькове такой центр производит не менее 200 услуг и является самым лучшим на Украине. Его консульства открыты во всех областных районах области и города, обычно, на первых этажах администраций. К слову, ЦНАПы убедительно демонстрируют, что децентрализацию можно, фактически, производить, не ожидая особого законопроекта, — была бы свобода региональных властей. Там, где планируют — в Виннице, Львове, — это делают, и люди весьма удовлетворены. У нас пока лишь ЦНАП прекрасно действует.

Ожидается ли реформой оказание регионам права улаживать возникший прецедент с языком?

Это будет трагедия, если любой район будет ставить собственный язык. Ни один расчет этого не выдержит. Впрочем я не осознаю, отчего не предоставить российскому языку 2-й федеральный. Мы как были русскоговорящие украинцы, так и останемся. И отношения к Отчизне это далеко не меняет. Я понимаю многих патриотов, которые не рассказывают по-русски, однако это далеко не помешало им сделать для родимый страны столько, сколько не выполняют очень многие украиноговорящие.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий