Есть несколько доктрин, представляющих, по какому принципу мы выбираем себе компаньонов по браку.
Некоторые ученые уподобляют процесс выбора супруга коммерческой сделке, при этом «валютой» в размене предназначаются такие социальные ценности 2-ух индивидов, как социальное происхождение, финансовое положение, формирование и собственные качества (возраст, наружность) (Melville К., 1977).
Приверженцы теории гомогамии заявляют, что «обменены» могут быть не все парень и женщина, а только те, которые владеют одинаковой «социальной ценностью», либо гомогамией. Иными словами, мы пытаемся выбирать себе компаньона внутри нашего социального значения, по территориальной недалекости, среди людей нашей расы.
Концепция «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) состоит в предположении, что принцип «гомогамии» действует в социально-культурной области. Когда речь идет о характере, то притягиваются полярности. Так, к примеру, властолюбивого парня будет привлекать безропотная девушка, а размеренного и мягкого парня может тянуть к активной и прямой девушке.
Приборная концепция выбора мужей, спроектированная Сентерсом, также уделяет первоочередное внимание ублажению надобностей, однако при этом заявляет, что одни потребности (к примеру, сексуальная и необходимость в принадлежности) не менее актуальны, чем иные, и что определенные надобности не менее присущи мужчинам, чем девушкам, и напротив. По Сентерсу, человека тянет к тому, чьи надобности схожи с его своими либо улучшают их.
По Адамсу, изучавшему крепкие студенческие пары на протяжении 6 лет, основное желание сформировано скорее всего на наружных отличительных чертах, подобных, как физическая соблазнительность, общительность, уравновешенность и совместные интересы. Завязавшиеся отношения улучшаются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, чувству комфорта и покоя в присутствии друг дружку и тому подобное. Потом пара входит в ступень обоюдных обещаний и недалекости, что еще более сводит партнеров. Участники пары, соединившие себя обоюдными обещаниями, изучают взгляды и ценности друг дружку. На данной ступени пара довольно часто готова к тому, чтобы решить о вступлении в законный брак.
Концепция «стимул—важность—роль», разработанная Б. Мерстейном, опирается на 2-ух значительных посылках:
1) на любой передачи формирования отношений компаньонов надежность отношений находится в зависимости от так именуемого равноправия размена (происходит учет преимуществ и недостатков любого, все люди пытается войти в дефект с наиболее интересным для себя компаньоном);
2) супружеский выбор содержит линейку поочередных стадий, либо фильтров. Акцентируются 3 ступени: повод (привлекательность компаньона) важность (подобие взглядов) — роль (соответствие ролевого действия ставленника собственным ожиданиям).
В «круговой теории любви» рассматривается 4 стадии:
— установление связи (показатель — легкость общения, зависящий от социально-культурных обстоятельств);
— раскрытие — появление доверия, вероятность обнаружения себя перед иным;
— развитие обоюдной связи (на базе ощущения необходимости друг дружке);
— реализация стандартных надобностей личности (в любви, доверии).
Совместным для упомянутых доктрин считается то, что они все базируются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм выбора компаньона рассматривается как технология фильтров. Данные теории поочередно сужают круг вероятных ставленников, отсекая неподходящих. На конечном раунде остаются те пары парней и женщин, которые на теоретическом уровне должны прекрасно подходить друг дружке как супруги.
Представители рольный теории (Парсонс Т., Бейлз Р., Харбер Б., Орт Р. и другие.) считают, что удовлетворение браком находится в зависимости от соответствия ролевых ожиданий компаньонов ролевому действию.